На главную

Зачем эквайринг малому бизнесу

Все чаще покупатели расплачиваются в магазинах безналичным способом. И наличие эквайринга — это не только удобство для клиентов, но и необходимость, чтобы легально принимать безналичную оплату. В нашем новом материале разбираемся, для чего нужен эквайринг для ИП и ООО, почему нельзя просто принимать от клиентов переводы на карту, и в каких случаях подключать эквайринг необходимо по закону.

Что такое эквайринг

Эквайринг — это технология безналичного приема платежей с помощью банковских карт через терминалы и интернет. Иногда предприниматели идут на хитрость и используют для безналичных расчетов личные банковские счета: просят покупателей переводить оплату за реализацию товаров и услуг на них. Но это незаконная предпринимательская деятельность. Чревата она блокировкой карты и проверками налоговой. Поэтому эквайринг — единственная законная возможность для бизнеса принимать безналичные платежи.

Существует несколько видов эквайринга:

  • Торговый. С его помощью можно производить безналичные операции через POS-терминалы, оснащенные считывателями банковских карт, в местах торговли.
  • Интернет-эквайринг. С его помощью можно совершать онлайн-покупки на сайтах без использования дополнительного оборудования. Чтобы подключить интернет-эквайринг для своего бизнеса, оставьте заявку на сайте, после чего с вами свяжется персональный менеджер.
  • 4ATM-эквайринг. Это терминалы и банкоматы, через которые можно оплатить услуги ЖКХ, Интернета, ТВ, мобильной связи.
  • Мобильный эквайринг. С его помощью можно принимать оплату через mPOS-терминал, подключенный к мобильному телефону или планшету.
  • Оплата по QR-коду. Заменяет эквайринг для малого бизнеса. Оплата происходит через систему быстрых платежей.

Чтобы подключить бизнес к эквайрингу, он должен быть законным. Банк проводит проверку компании перед подключением, и требования для принятия решения о подключении к своему эквайрингу могут быть разными.

Когда нужен эквайринг и когда без него можно обойтись

Эквайринг необходим бизнесу, который хочет подключить возможность безналичной оплаты для своих клиентов. Обязанность иметь эквайринг или освобождение от требования его подключения регулируется ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей». Согласно ей продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров, работ, услуг с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, если его выручка от реализации товаров, работ, услуг за предшествующих календарный год превышает 20 миллионов рублей.

При этом эквайринг для ИП и бизнеса необязателен, если:

  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет менее 5 миллионов рублей.
  • Торговая точка находится в месте, где нет доступа к интернету.

И для ИП, и для организаций эти правила и требования одинаковы. Самозанятых закон не обязывает подключать эквайринг, но в случае, если гражданин захочет это сделать, ему понадобится открыть расчетный счет и оформить ведение своей деятельности в качестве ИП. При этом не допускается использование наемного труда.

Эквайринг имеет ряд особенностей: за него нужно платить комиссию банку, иногда бывают технические неполадки, а деньги на расчетный счет зачисляются не сразу. Но при этом наличие эквайринга играет на руку продавцу:

  • позволяет увеличить объем продаж,
  • помогает привлекать новых клиентов,
  • сокращает расходы на инкассацию,
  • удобен в расчетах,
  • платежи полностью безопасны.

Штрафы за отсутствие эквайринга

Отсутствие возможности безналичной оплаты, если бизнес попадает под требование установить эквайринг, чревато штрафами за каждый факт нарушения прав потребителей. Размер штрафа регулируются ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ:

  • 10 000 рублей для должностных лиц.
  • От 30 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.

Выводы

1. Эквайринг позволяет индивидуальным предпринимателям и организациям законным путем принимать безналичные платежи.

2. Принимать безналичную оплату на личную карту — значит вести незаконную предпринимательскую деятельность. Это может грозить блокировкой личных карт и проверками налоговой.

3. Эквайринг подключается через банк, при этом заявителю может быть отказано в оказании такой услуги. Причиной может быть, например, незаконность бизнеса.

4. Необходимость подключения к эквайрингу прописана в законе. При этом, если выручка бизнеса меньше 5 миллионов рублей за прошлый календарный год, или торговая точка находится в месте, где нет Интернета, бизнес освобождается от необходимости подключения к эквайрингу.

5. В случае, если бизнес попадает под условия необходимости подключения безналичной оплаты, но не делает этого, за каждый факт нарушения прав потребителей предусмотрен штраф.

6. Закон не требует от самозанятых подключать эквайринг, при этом гражданин может это сделать, если у него есть желание или потребность в этом.

7. Самозанятому для подключения к эквайрингу нужно быть зарегистрированным в качестве ИП.

8. За эквайринг необходимо платить комиссию, размер которой устанавливается индивидуально каждым банком или платежным сервисом.

9. Для бизнеса есть немало плюсов в подключении безналичной оплаты, даже если она не требуется по закону это позволяет увеличивать конверсию покупок, объем продаж, лояльность клиентов, сокращать расходы на инкассацию и делать расчеты удобными.