На главную

Оплата с помощью QR-кода и СБП: как работает и зачем нужно бизнесу

После того, как в России стали недоступны оплаты с помощью привычных Apple Pay и Google Pay, популярность стали набирать платежи с помощью СБП. Рассказываем, что это такое, в чем их преимущества и как их подключить.

Оплата по СБП - что это такое

С 2019 года в России доступна СБП — система быстрых платежей. Это сервис платежной системы Банка России, позволяющий быстро принимать оплату в интернет-магазинах, приложениях, социальных сетях. Для оплаты таким способом не нужно вводить данные карты — достаточно только нажать на кнопку с логотипом СБП и перейти в банк.

Преимущества

Возможность оплаты с помощью СБП повышает конверсию покупок: для платежа не нужна пластиковая банковская карта, только смартфон и приложение банка. Поэтому для бизнеса подключение этого способа оплаты — хороший способ повысить продажи и лояльность покупателей.

Недостатки технологии

Из минусов такого способа — возможные проблемы с оплатой, если у покупателя разрядился телефон или возникли проблемы с интернетом.

ЦА оплат по QR-коду и кнопке

Оплата по СБП можно разделить на два вида: сканирование QR-кода и оплата по кнопке. Первый вид больше подходит для офлайн-бизнеса, а второй - онлайн.

Виды QR-кодов

Они бывают динамическими, постоянными и кассовыми.

· Динамический — уникальный код, который создается для каждой покупки. Такой QR-код генерируется после создания заказа, в нем указана сумма для оплаты. Динамический код виден покупателю на экране кассы, компьютера или смартфона, либо в напечатанном виде на бумажном чеке.

· Постоянный QR-код генерируется один раз, распечатывается и сканируется смартфоном. Минус этого типа кода в том, что в нем не указана сумма для оплаты — покупатель вводит ее самостоятельно и может ошибиться. Для платежа не нужно настраивать кассу для вывода и формирования QR-кодов, но при каждой покупке кассиру необходимо пробивать в онлайн-кассе фискальный чек, указывать безналичный способ оплаты и отдавать чек клиенту.

· Кассовый QR-код объединяет в себе преимущества динамического и постоянного. Продавцу нужно его распечатать и разместить в магазине один раз, но при этом в момент оплаты покупателю не нужно вводить сумму вручную — она отражается в банковском приложении.

Как работает оплата по QR-коду

Для этого на телефоне покупателя должно быть установлено мобильное приложение банка, подключенного к СБП. Далее нужно:

1) Отсканировать QR-код обычной камерой смартфона (на некоторых моделях телефонов — в приложении банка). Код может быть размещен на платежной форме сайта или приложения и в офлайне. Например, на кассовом терминале.

2) У клиента открывается приложение банка для перевода денег.

3) Нажать кнопку «Оплатить».

После этого деньги уходят на расчетный счет магазина.

Как работает оплата по кнопке

1. Нажать на кнопку с логотипом СБП.

2. Выбрать приложение банка для оплаты покупки.

3. Подтвердить оплату в мобильном приложении банка.

Средства мгновенно поступают на счёт продавца.

Комиссия за прием оплаты по СБП

Размер комиссии регулирует Центробанк, поэтому она ниже, чем у платежных систем Visa, Mastercard и МИР. Составляет до 0,7% в зависимости от вида товаров или услуг.

Для покупателя комиссии за платежи по QR через СБП нет.

Сколько времени у покупателя занимает оплата по QR-коду и СБП?

Процесс занимает до одной минуты, при условии стабильного интернет-соединения и работы приложения банка.

Какие товары и услуги можно продавать по QR-коду и СБП?

Банки могут сами определять стоп-лист товаров и услуг.

Как вернуть деньги покупателю при возврате товара?

Сама процедура возврата не отличается от возврата при оплате банковской картой.

Платежи, которые были проведены через СБП, возвращаются мгновенно.

Как подключить оплату по QR-коду и СБП?

1) Откройте расчетный счет — на него будут приходить деньги от покупателей.

2) Обратитесь к менеджеру CloudPayments, чтобы подключить оплату по СБП.

Выводы

1) СБП — удобный способ оплаты для офлайн- и онлайн-бизнеса.

2) Оплата с помощью СБП повышает конверсию покупок.

3) Оплата по СБП позволяет повысить конверсию оплат и лояльность покупателей, так как для этого способа не нужно вводить платежные реквизиты и иметь с собой пластиковую карту.