На главную

Оплата по QR-коду: что это и зачем она бизнесу

После того, как в России стали недоступны оплаты с помощью привычных Apple Pay и Google Pay, популярность стала набирать платежи с помощью СБП по QR-коду. Рассказываем, что это такое, в чем их преимущества и как их подключить.

Что это такое

С 2019 года в России доступна СБП — система быстрых платежей. Это сервис Банка России, который позволяет пользователям оплачивать покупки по номеру мобильного телефона или по QR-коду. Для оплаты таким способом не нужно вводить данные карты — достаточно только отсканировать QR-код, который обычно размещают на кассовой зоне.

Возможность такой оплаты повышает конверсию покупок: для платежа не нужна пластиковая банковская карта, только смартфон. Поэтому для бизнеса подключение этого способа оплаты — хороший способ повысить продажи и лояльность покупателей.

Из минусов такого способа — возможные проблемы с оплатой, если у покупателя разрядился телефон или возникли проблемы с интернетом. Также при платеже по QR-коду не начисляется кэшбек, поэтому такой способ может быть не очень выгодным для покупателей.

Оплата по QR-коду подойдет почти любому как офлайн, так и онлайн b2c-бизнесу. Она будет особенно выгодна для малого бизнеса: оплата без терминала с помощью СБП является законной и не требует подключения эквайринга, а это сокращает расходы.

Виды QR-кодов

Они бывают динамическими, постоянными и кассовыми.

  • Динамический — уникальный код, который создается для каждой покупки. Такой QR-код генерируется после создания заказа, в нем указана сумма для оплаты. Динамический код виден покупателю на экране кассы, компьютера или смартфона, либо в напечатанном виде на бумажном чеке.
  • Постоянный QR-код генерируется один раз, распечатывается и сканируется смартфоном. Минус этого типа кода в том, что в нем не указана сумма для оплаты — покупатель вводит ее самостоятельно и может ошибиься. Для платежа не нужно настраивать кассу для вывода и формирования QR-кодов, но при каждой покупке кассиру необходимо пробивать в онлайн-кассе фискальный чек, указывать безналичный способ оплаты и отдавать чек клиенту.
  • Кассовый QR-код объединяет в себе преимущества динамического и постоянного. Продавцу нужно его распечатать и разместить в магазине один раз, но при этом в момент оплаты покупателю не нужно вводить сумму вручную — она отражается в банковском приложении.

Как работает оплата по QR-коду

Для этого на телефоне покупателя должно быть установлено мобильное приложение банка, подключенного к СБП. Далее нужно:

1) Отсканировать QR-код обычной камерой смартфона (на некоторых моделях телефонов — в приложении банка). Код может быть размещен на экране, чековой ленте или в мобильном приложении, а также на виджете — при онлайн-оплате на сайте или в социальных сетях. В этом случае при выборе способа оплаты нужно указать СБП.

2) У клиента открывается приложение банка для перевода денег.

3) Нажать кнопку «Оплатить».

После этого деньги уходят на расчетный счет магазина.

Подключить онлайн-оплату по QR-коду можно с CloudPayments. Для этого оставьте заявку на сайте, после чего с вами свяжется персональный менеджер.

Как подключить оплату по QR-коду

1) Откройте расчетный счет — на него будут приходить деньги от покупателей.

2) Если расчетный счет у вас уже есть — оставьте в банке заявку на подключение СБП. Если вам нужно оплата через СБП онлайн — оставьте заявку в сервисе, который предоставляет такую опцию.

3) Решите, какой из видов QR-кодов, которые мы рассматривали выше, вам подходит. Распечатайте код, чтобы разместить в магазине, или настройте генерацию QR-кодов в кассовой программе и выведите на экран.

Выводы

1) СБП — удобный способ оплаты для офлайн- и онлайн-бизнеса. Кроме того, это альтернатива переводам на карту, которые незаконны для бизнеса.

2) Для подключения не требуется специальное оборудование.

3) Оплата с помощью QR-кода позволяет повысить конверсию оплат и лояльность покупателей, так как для этого способа не нужно вводить платежные реквизиты и иметь с собой пластиковую карту.